cdik.tver@yandex.ru
170042, Тверь, ул. Озерная, д. 21
тел./факс. 8 (4822) 32-40-06
cdik.tver@yandex.ru
г.Тверь, ул.Орджоникидзе, 49 «Д»
8-904-020-2295
сайт www.cppms-tver.ru

Программы обучения

      ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Варианты АООП. Краткая характеристика содержания обучения.

      На основе Стандарта возможно применение четырех вариантов программ обучения. Определение нужного варианта для детей учащихся происходит на основе рекомендаций ПМПК. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.

1.      Первый вариант образовательной программы свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему для с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательное потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы.

Первый вариант образовательной программы

Получение образования

Обучающийся с ОВЗ получает образование сопоставимое с образованием здоровых сверстников

Программа обучения

Основная образовательная программа с обязательным включением в ее структуру программы коррекционной работы. При необходимости создается индивидуальный учебный план (ИУП)

Сроки освоения

программы

Те же, что и для обучающихся массовой школы

Организация

обучения

Полностью включен в общий образовательный поток на всех уровнях образования

Организация образовательной среды

и рабочего места

В случае необходимости, с учетом специфических ограничений здоровья обучающихся в том числе с использованием информационных технологий и специального оборудования

Прохождение аттестации

ГИА (ЕГЭ) – в формах по выбору обучающихся при создании специальных условий (конкретизируются для каждой категории детей с ОВЗ)

Создание специальных

условий

Обязательная систематическая специальная помощь

Документы об образовании

Выдаются те же, что и обучающимся массовых школ без ограничений здоровья

 

2.      Второй вариант образовательной программы свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции.

Второй вариант образовательной программы

Получение образования

Обучающийся с ОВЗ получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием здоровых сверстников

Программа обучения

1.        Адаптированная образовательная программа (при инклюзивном обучении), которая при необходимости индивидуализируется. Возможно создание нескольких учебных планов или индивидуального учебного плана (ИУП)

2.        Адаптированная образовательная программа (при обучении в отдельных организациях)

Сроки освоения

программы

Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся

Организация

обучения

Как совместно со здоровыми сверстниками, так и в отдельных классах и организациях

Организация образовательной среды

и рабочего места

В соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями, в том числе с использованием информационных технологий и специального оборудования

Прохождение аттестации

ГИА (ЕГЭ) – в формах по выбору обучающихся при создании специальных условий (конкретизируются для каждой категории детей с ОВЗ)

Создание специальных

условий

Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций

Документы об образовании

Выдаются те же, что и обучающимся массовых школ без ограничений здоровья

 

3.      Третий вариант образовательной программы означает, что у ребенка при ведущем нарушении (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.

Третий вариант образовательной программы

Получение образования

Обучающийся с ОВЗ получает образование не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья

Программа обучения

1.        Адаптированная образовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется. Возможно создание нескольких учебных планов или индивидуального учебного плана (ИУП)

2.        Адаптированная образовательная программа (при обучении в отдельных организациях)

Сроки освоения

программы

Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся

Организация

обучения

Как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и организациях

Организация образовательной среды

и рабочего места

В соответствии со специфическими потребностями данной категории детей, особенностями ограничений здоровья, в том числе с использованием информационных технологий

Прохождение аттестации

В иных формах. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ

Создание специальных

условий

Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций

Документы об образовании

Свидетельство об обучении

 

4.      Четвертый вариант образовательной программы означает, что основному нарушению сопутствует умственная отсталость в умеренной и более тяжелой форме. Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из актуальных возможностей.

Четвертый вариант образовательной программы (D)

Получение образования

Обучающийся с ОВЗ со сложными и множественными нарушениями развития

Программа обучения

Адаптированная образовательная программа, созданная на основе индивидуального учебного плана (ИУП). При значительном ограничении содержания «академического» компонента и максимальном углублении в область развития жизненной компетенции

Сроки освоения

программы

Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся

Организация

обучения

Как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и организациях. Возможно обучение на дому и семейное образование.

Организация образовательной среды

и рабочего места

Специальной организацией среды обучающихся является обязательной. Образовательное пространство и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.

Прохождение аттестации

Аттестация не предусмотрена

Создание специальных

условий

Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций

Документы об образовании

Свидетельство об обучении

      Варианты АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

      Вариант 8.1. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Предназначен для обучающихся с РАС, имеющих уровень психоречевого развития, сопоставимый с уровнем сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

      До поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей. Обучающиеся нуждаются в систематической психологопедагогической и организационной поддержке (даже имея высокие интеллектуальные способности), реализуемой на основе сугубо индивидуальной программы коррекционной работы, касающейся в первую очередь развития различных аспектов сферы жизненной компетенции.

      Вариант 8.2. АООП НОО: обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП.

      Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.

      Вариант 8.3. АООП НОО: предполагает обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, имеющих интеллектуальные нарушения. Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки: шесть лет (1 - 6 классы).

      Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах, поэтапное формирование учебной деятельности.

      Вариант 8.4. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.

      Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других). Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального пользования, дополнительных ассистивных средств и средств альтернативной коммуникации