На основе Стандарта возможно применение четырех вариантов программ обучения. Определение нужного варианта для детей учащихся происходит на основе рекомендаций ПМПК. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.
1. Первый вариант образовательной программы свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему для с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательное потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы.
Первый вариант образовательной программы |
|
Получение образования |
Обучающийся с ОВЗ получает образование сопоставимое с образованием здоровых сверстников |
Программа обучения |
Основная образовательная программа с обязательным включением в ее структуру программы коррекционной работы. При необходимости создается индивидуальный учебный план (ИУП) |
Сроки освоения программы |
Те же, что и для обучающихся массовой школы |
Организация обучения |
Полностью включен в общий образовательный поток на всех уровнях образования |
Организация образовательной среды и рабочего места |
В случае необходимости, с учетом специфических ограничений здоровья обучающихся в том числе с использованием информационных технологий и специального оборудования |
Прохождение аттестации |
ГИА (ЕГЭ) – в формах по выбору обучающихся при создании специальных условий (конкретизируются для каждой категории детей с ОВЗ) |
Создание специальных условий |
Обязательная систематическая специальная помощь |
Документы об образовании |
Выдаются те же, что и обучающимся массовых школ без ограничений здоровья |
2. Второй вариант образовательной программы свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции.
Второй вариант образовательной программы |
|
Получение образования |
Обучающийся с ОВЗ получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием здоровых сверстников |
Программа обучения |
1. Адаптированная образовательная программа (при инклюзивном обучении), которая при необходимости индивидуализируется. Возможно создание нескольких учебных планов или индивидуального учебного плана (ИУП) 2. Адаптированная образовательная программа (при обучении в отдельных организациях) |
Сроки освоения программы |
Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся |
Организация обучения |
Как совместно со здоровыми сверстниками, так и в отдельных классах и организациях |
Организация образовательной среды и рабочего места |
В соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями, в том числе с использованием информационных технологий и специального оборудования |
Прохождение аттестации |
ГИА (ЕГЭ) – в формах по выбору обучающихся при создании специальных условий (конкретизируются для каждой категории детей с ОВЗ) |
Создание специальных условий |
Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций |
Документы об образовании |
Выдаются те же, что и обучающимся массовых школ без ограничений здоровья |
3. Третий вариант образовательной программы означает, что у ребенка при ведущем нарушении (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.
Третий вариант образовательной программы |
|
Получение образования |
Обучающийся с ОВЗ получает образование не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья |
Программа обучения |
1. Адаптированная образовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется. Возможно создание нескольких учебных планов или индивидуального учебного плана (ИУП) 2. Адаптированная образовательная программа (при обучении в отдельных организациях) |
Сроки освоения программы |
Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся |
Организация обучения |
Как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и организациях |
Организация образовательной среды и рабочего места |
В соответствии со специфическими потребностями данной категории детей, особенностями ограничений здоровья, в том числе с использованием информационных технологий |
Прохождение аттестации |
В иных формах. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ |
Создание специальных условий |
Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций |
Документы об образовании |
Свидетельство об обучении |
4. Четвертый вариант образовательной программы означает, что основному нарушению сопутствует умственная отсталость в умеренной и более тяжелой форме. Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из актуальных возможностей.
Четвертый вариант образовательной программы (D) |
|
Получение образования |
Обучающийся с ОВЗ со сложными и множественными нарушениями развития |
Программа обучения |
Адаптированная образовательная программа, созданная на основе индивидуального учебного плана (ИУП). При значительном ограничении содержания «академического» компонента и максимальном углублении в область развития жизненной компетенции |
Сроки освоения программы |
Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся |
Организация обучения |
Как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и организациях. Возможно обучение на дому и семейное образование. |
Организация образовательной среды и рабочего места |
Специальной организацией среды обучающихся является обязательной. Образовательное пространство и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. |
Прохождение аттестации |
Аттестация не предусмотрена |
Создание специальных условий |
Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций |
Документы об образовании |
Свидетельство об обучении |
Варианты АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
Вариант 8.1. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Предназначен для обучающихся с РАС, имеющих уровень психоречевого развития, сопоставимый с уровнем сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
До поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей. Обучающиеся нуждаются в систематической психологопедагогической и организационной поддержке (даже имея высокие интеллектуальные способности), реализуемой на основе сугубо индивидуальной программы коррекционной работы, касающейся в первую очередь развития различных аспектов сферы жизненной компетенции.
Вариант 8.2. АООП НОО: обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП.
Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.
Вариант 8.3. АООП НОО: предполагает обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, имеющих интеллектуальные нарушения. Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки: шесть лет (1 - 6 классы).
Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах, поэтапное формирование учебной деятельности.
Вариант 8.4. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других). Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального пользования, дополнительных ассистивных средств и средств альтернативной коммуникации